Едем... Поезд на перегоне Ербинская - Туманный. Нас тянет 2ТЭ10М Приехали... Ст. Сон, дальше идем пешком по шпалам. Здесь пути расходятся, справа дорога уходит на перевал, а заросшие травой рельсы - ныне недействующий путь через Сонский тоннель. Выемка в скалах на заброшеном железнодорожном пути. Сонский тоннель: вид издалека. Сейчас ведется его ремонт. Платформа для ремонта тоннеля. Труба под железной дорогой. Вид с одного выхода,
...С другого, ...И изнутри! Закат на рельсах. Вид на перевал со стороны Сона. 2ТЭ10М-2980 с товарным составом спускается с перевала. Перевал. Камень с датой строительства Сонского тоннеля. Сейчас лежит недалеко от тоннеля... ТГК2-1-8734 с платформой для ремонта тоннеля.
А теперь вид сверху на дорогу. В гору едет пассажирский Абакан - Красноярск Выемка на перевале, вид с рельсов. ...Его тянет 2ТЭ10М-2593. Сейчас он включил вторую секцию. Тепловоз подобрался к вершине.

Поездка к Сонскому тоннелю.

Дорога Ачинск - Абакан начала строиться в 1910 году, это была первая железная дорога, связывающая Транссиб с югом Сибири. В 1917 строительство было почти полностью завершено, был построены станции Сон, Ужур, Сонский и Тисинский тоннели. В гражданскую войну дорогу забросили, и востановили только в конце 20-х годов.
В 1998 году был закрыть Сонский тоннель, проходящий под Батенёвским кряжем, поезда пустили по объездному пути через довольно крутой первевал.
О судьбе тоннеля я тогда не знал, поэтому мы решили съездить туда и посмотреть на месте, что с ним, если он заброшен, полазить по нему. А также посмотреть на перевал.
Собрались пятеро (Я, моя сестра Надя, мой брат Данил, его друг Толя и собака Чинк). 21 августа взяли билеты на поезд Абакан - Красноярск в общий вагон и поехали до ст. Сон.
Еще в начале 90-х Сон был крупной станцией с веерным депо, поезда здесь стояли по 20 минут, но сейчас депо ликвидировали, стоянки сократили до 1 - 2 минут. От здания депо, построеного в начале века, остались развалины.
Пройдя от Сона по шпалам несколько километров, мы дошли до развилки старой и новой дорог и пошли по заброшеным, заросшим травой рельсам. Вскоре мы увидели ручную стрелку, путь от которой шел в тупик, где стояла платформа, с "лесами", видимо, для ремонта тоннеля. Каждый немного поупрожнялся в переводе этой стрелки.
Пройдя еще сотню метров, мы увидели тоннель, но он не был заброшен, перед ним стоял тепловозик, выше виднелись какие-то постройки и забор из колючей проволоки. Сразу возникла версия, что в тоннеле прячут поезд с ядерными ракетами, поэтому мы предпочли дальше не идти, а отойти назад и поискать место для ночлега.
Такое место мы скоро нашли, прямо под высокой насыпью старой дороги и в 250-и метрах от новой. Рядом бил родник, а под дорогой проходила арочная труба, которую мы окрестили «порталом». Она была сложена из глыб гранита и песчаника, и смотрелась великолепно. Недолго думая, мы поставили палатку в нескольких метрах от портала.
До темноты оставалась пара часов, и я пошел на дорогу фотографировать. Но за это время мимо не прошло ни одного поезда, когда стемнело, я вернулся, сфотографировав только закат на рельсах.
Ночью через перевал прошло несколько поездов, особенно впечатляли идущие в гору товарняки (наверное, на 13-й позиции контролера). Дизеля 2ТЭ10М ревели так, что заглушали все вокруг, потом, когда тепловоз начинал удаляться, слышался стук колес товарных вагонов, затем все опять заглушал рев толкача. Это было круто!
Где-то в полночь, мы услышали лай и завывание волков, возникла даже идея организовать дежурство у костра, но передумали, поскольку читали в книжках о их миролюбивом характере.
На следующий день я пошел на перевал. Пока шел вверх, навстречу мне проехал спускающийся товарный. На вершине был установлен знак с указанием уклонов в обе стороны (18 и 20 тысячных).
После перевала мы решили сходить опять к тоннелю, и окончательно выяснить, что же все-таки там. Мы дошли до тепловоза, но так и никого рядом не обнаружили, тогда поднялись по склону наверх и там увидели несколько бухих рабочих. Выяснилось, что они уже 6 лет ремонтируют тут этот тоннель (расширяют свод под электрификацию), причем, судя по их виду, работают они явно не напрягаясь. Недалеко от тоннеля я заметил камень, с датами его постройки, весело будет смотреться, если, когда, ремонт все-таки закончат, этот камень («1912 – 1914») поставят на место, я рядом повесят табличку: «реконструирован 1998 – 20**».
После обеда мы опять пошли на перевал, но опять нам не повезло, за 4 часа не было ни одного поезда, только в конце проехал пассажирский «Абакан – Красноярск».
А на следующий день, рано утром, мы вернулись домой. Так закончился этот поход.