АбазаАбаза - небольшой городок в Хакасии, расположенный в горах в 180 км к юго-западу от города Абакана на берегу р. Абакан.В конце 19-го века здесь открыли железнорудное месторождение, всвязи с чем образовался Абаканский рудник, вскоре был построен небольшой железоплавильный завод. Отсюда и пошло название поселка - Абаза (АБАканский ЗАвод). Есть еще альтернативная версия, что название поселка - хакасское, в переводе означает "Медвежья лапа" (АБА - по-хакасски "медведь"). Видимо поэтому на гербе Абазы изображен медведь в кузнецком фартуке и с молотом в руке (то бишь в лапе). Новый этап освоения месторождения начался в 50-х годах, была построена новая шахта, обогатительная фабрика, в 1957 году открыта железная дорога, связывающая Абазу с Аскизом (и отдуда с металлургическими комбинатами Кузбасса). Примерно тогда же была построена автотрасса Абакан - Абаза - Ак-Довурак, и Абаза получила статус города. Мы (я и мой брат Даня и двоюродный брат Антон) побывали в Абазе несколко дней (с 13-го по 17 августа), и увидели здесь много интерестного. Сначала мы побывали на знаменитой горе Чалпан, с которой, говорят в гражданскую войну сбрасывали красных партизан. Вроде она фигурирует в каком-то фильме о гражданской войне, но я его не видел. Виды с горы вышли неплохие, особенно мне понравилась фотография вниз на Абазу Заречную, такое ощущение, что снято с вертолета. Побывали мы и на станции Абаза, там до сих пор стоят ручные стрелки, что интересно, на ведомственной линии на Абаканский рудник стрелки уже автоматические, а шпалы бетонные. Рудник находится в горах, поэтому дорога некоторое время идет по склону горы, а затем по тому же склону в обратном направлении (см. фото). Тепловозы там либо перецепляются из одного конца состава в другой, либо (если состав тяжелый) идут с толкачем, и при смене направления толкач и тягач меняются ролями. Но тогда мы поезда не встретили... Один раз мы прогулялись по железной дороге Абаза - Аскиз. Дорога тянется по берегу реки Абакан, прижимаясь с высоким скалам, местами стоят стенки, защищающие дорогу от обвалов, но, говорят, иногда камни выкатываются на дорогу. Пройдя по шпалам километров пять, мы решили залезть на утес, который выглядел немного положе, чем остальные скалы. Где-то посередине стало ясно, что подъем оказался намного сложнее. Скала не держалась, камни постоянно вываливались и падали вниз, видимо, при прокладке дороги скалы взрывали, и они расшатались. Внизу проходила железнодорожница, она увидела нас и спросила: не боимся ли мы упасть? Антон честно ответил, что боимся. Наконец мы добрались до вершины, и тут я услышал рокотание дизеля: внизу проходил товарняк. Я сделал несколько снимков. Назад мы спустились в другом месте, сделав изрядный крюк. Искупались в Абакане, пошли назад и уже недалеко от вокзала встретили тот самый ТЭ3, который видели сверху. Погулялись мы и вдоль Абакана, в августе он сильно обмелел, а весной здесь был сильный паводок. Он размыл автотрассу, ЖД, ЛЭП, город несколько дней был отрезан от остального мира, но сейчас все востановили, и только поцарапаные и сломаные льдинами деревья в лесу напоминают о бывшем паводке. |
|||||||
Назад на "Мои поездки" На главную |